pvsfms (pvsfms) wrote,
pvsfms
pvsfms

Гендерно-загранпаспортное

Оригинал взят у ecm_discovery в Э-Реалити. S01E01. «Госуслуги: Испытано на себе». P03-1. Гендерно-загранпаспортное – часть I
В этом сюжете не будет почти ничего про портал госуслуг (ну, если не считать небольшой фрагмент в самом начале). У меня пока, слава богу, действующий загранпаспорт, а супруга моя на портале не регистрировалась и вряд ли когда-нибудь этот фатальный поступок совершит.
Но, тем не менее, пост про госуслуги. Только на этот раз - про госуслуги в реальной жизни. И, как думаю, все уже догадались – про оформление загранпаспорта с учетом некоторых женских особенностей.

Разбирая вчера «по косточкам» маркетингово-статистический самопиар госпортала, я обратил внимание на одну фразу (ну, честно говоря, я там пообращал внимание ровно на все фразы, но одна запала мне в мозги глубже других):
Если мужчин в основном интересует «денежный» вопрос: проверка наличия выписанных штрафов за автомобиль и извещение о состоянии индивидуального лицевого счета, то женщины больше озабочены получением загранпаспорта.

По этому поводу я высказался не очень гендерно- и ёжико-корректно (чего только не напишешь ради получения пары комментов в ЖЖ или фейсбукового лайка...), но пока ни одна из организаций по защите прав женщин и ёжиков, на меня не наехала.

Я полагаю, что, какой бы наглой откровенно маркетинговой ни была статистика э-госуслуг, две объективные тенденции статистологами портала все-таки подмечены верно:
  • Женщины, скорее всего, действительно проводят больше времени, заполняя заявления на получение загранпаспорта.
  • Женщинам, по-видимому, приходится чаще переделывать эти заявления, забракованные и возвращенные после проверки в УФМС.
Дело в том, что в анкете-заявлении есть не слишком приметный пункт, который абсолютно подавляющее большинство мужчин проскакивает с ходу, коротко отписываясь: «Не менял», а женщины на этом пункте обычно застревают надолго. Догадались? Это вторая, состоящая только из подчерков, строка пункта 1 «Фамилия, имя, отчество», под которой мелкими буквами написано: (если ранее имели другие фамилию, имя, отчество, укажите их, когда меняли их и где).

Понятно, почему этот пункт не останавливает мужчин – ведь не зря же существует понятие «девичья фамилия» и нет понятия «юношеская/отроческая фамилия». А у женщины к обязательно имевшейся/имеющейся девичьей фамилии вполне могут дополнительно прилагаться замужняя-актуальная, замужняя-предыдущая, снова-девичья-между-замужествами и т.д.
И проблема для женщин состоит не только и не столько в том, чтобы точно вспомнить, в каком именно отрезке прошлого какая именно фамилия была в паспорте, а, главным образом, в том, что сухие календарные даты возвращают память к событиям и эмоциям давно (или не очень давно) ушедших дней. И здесь – до заполнения ли анкеты уже?! И уж, тем более - до выхода ли из портала госуслуг?! Минуты и часы пролетают незаметно, таймер все тикает и тикает, а страница портала остается неизменной – женщина пользуется услугой «Получение загранпаспорта»...
Ну и более высокий – предположительно – процент забракованных электронных заявлений от женщин тоже объясняется все той же второй строкой анкеты-заявления. Вот скажите, мужчины, вы пробовали набирать текст на компьютере, когда из глаз у вас капают слезы, а пальцы дрожат и попадают не на те клавиши? То-то же...

Ладно, это все была лирика, а нам пора возвращаться к реальности госуслуг.
А реальность некоторое время назад стала заключаться в том, что у моей супруги закончился срок действия загранпаспорта и, соответственно, появилась необходимость получения нового. Портал госуслуг как вариант не рассматривался сразу – это же нужно было бы мне от имени жены пройти всю процедуру регистрации, потом дождаться кода активации, потом заполнить заявление... Поэтому был выбран традиционный путь – самостоятельное заполнение анкеты и поездка в местное УФМС в роли обычного, а не «электронного» получателя услуги.
Определенная «электронность» присутствовала, конечно, и в этом варианте – ведь форму анкеты-заявления нужно было скачать с сайта ФМС и заполнить на компьютере, квитанция на уплату госпошлины также была подготовлена в электронном виде и затем распечатана.

Ну что сказать – заполнять анкету вдвоем гораздо удобнее, чем в одиночку. Конечно, определенные проблемы второй строки пункта 1 не миновали и нас (некоторые подробности частной жизни мне придется раскрыть чуть ниже), но, в целом, мы действовали вполне эффективно и оперативно: супруга взяла на себя воспоминания и эмоции, а я – sine ira et studio – педантичное заполнение всех пунктов анкеты.

Дальнейший рассказ требует от меня раскрытия небольшого фрагмента частной жизни. Дело в том, что для моей супруги наш брак – второй по счету. Первый был очень давно (более 20-ти лет назад) и очень недолго (менее года), но, тем не менее, во время того брака моя супруга носила фамилию мужа, а после развода вернула себе девичью фамилию. Когда мы поженились, супруга взяла мою фамилию и носит ее до сих пор (ттт...).
Поэтому, заполняя вторую строку пункта 1, я посчитал тот давний и очень короткий период ношения фамилии первого мужа несущественным и не стал упоминать его в анкете. Т.е., у меня получилось: до года нашего бракосочетания – девичья фамилия (что практически соответствовало истине, не считая упомянутого выше нюанса), с момента заключения брака – моя. При этом я, помимо нормальной мужской логики, эгоизма и собственнического инстинкта, руководствовался еще и правилами русского языка – ведь под строкой было написано: «...если ранее имели другие фамилию, имя, отчество... », т.е. слово «фамилия» было в единственном числе, и я вполне обоснованно предполагал, что составители анкеты хотят видеть не более одного варианта «других» - одну фамилию, одно имя и одно отчество. То, что я заблуждался, выяснилось уже в УФМС, но далеко не сразу.

Дальше будет много мелких подробностей, могущих, на первый взгляд, показаться несущественными и занудными, но поверьте – все детали нужны для итоговой картины.

Итак, мы заполнили анкету, уплатили пошлину и поехали в местное УФМС. Нам повезло: в УФМС было пусто, нам оставалось только полчаса дожидаться окончания святого для любого госслужащего времени – обеденного перерыва.
Поглядев на анкету не дольше двух секунд, инспектор ФМС, дама глубоко забальзаковского возраста, торжествующе произнесла: «А у вас в адресах область не указана!»
Поскольку я хорошо помнил, что не далее, как вчера, несколько раз набирал во всех соответствующих местах анкеты «Московская обл.», то уверенно возразил инспекторше, что таки – указано.
«А-а, я перепутала, - сказала инспекторша. – У вас район не указан. Нужно везде написать – Истринский район. Ведь в Московской области может быть еще один город Дедовск».
«Но в Московской области только один город Дедовск. И почтовый индекс дополнительно подтверждает это», - несколько опрометчиво я попытался просветить инспекторшу по части географии и почтового целеуказания.
«Все равно – нужно указывать район», - инспекторша была непреклонна.
Тогда я процитировал инспекторше мелкобуквенную подсказку под строкой анкеты, предназначенной для заполнения адреса: (индекс, страна/республика, край, область, населенный пункт). «Нет здесь в перечне района!» - настаивал я. «Нужно указывать район!» - был мне ответ...

Должен признаться – на этом месте я дал слабину. Я прикинул, что, вместо споров с инспекторшей о географии, мне быстрее будет доехать до дома, исправить-распечатать анкету по новой и снова вернуться в УФМС в тот же день – на все про все у меня ушло бы часа полтора. Поэтому я просто попросил инспекторшу проверить все до конца – на случай других возможных неточностей. Остальные поля анкеты были в порядке – таков был ее вердикт.

И я рванул домой... По дороге, незаметно для самого себя, я дважды (!) стал объектом исполнения государственной функции «Надзор за соблюдением правил дорожного движения» (или как она там точно называется...) и будущим получателем государственной услуги «Информирование о штрафах ГИБДД». Говоря проще, и по дороге из УФМС домой, и потом, снова по дороге в УФМС, я дважды нарвался на один и тот же «треножник» - просто сначала он ловил за превышение скорости машины, едущие в сторону Москвы, а через час «стрелял» в обратном направлении. И как раз за этот час я и проехал по одному разу в каждую сторону... :) Ну ладно, это просто к слову, для полноты рассказа и в качестве анонса нового сюжета про реалии госуслуг. Сейчас же продолжаю про загранпаспорт супруги.

Второй за один день заход в УФМС был уже совсем не таким коротким. Пока мы ездили исправлять анкету (чистое время на компьютере – пять минут, суммарное время заезда – полтора часа), в УФМС поднабралось изрядное количество желающих сдать заявления – мы оказались в очереди примерно 10-11-ми. Но до окончания рабочего дня было еще далеко, перерывы на полдник и ужин госслужащим, слава Трудовому кодексу, не полагаются – и мы стали ждать. Ожидание продлилось более 3-х часов – приехав в УФМС примерно в 4 часа дня, в кабинет к инспекторше мы попали только после 7-ми часов вечера.

Инспекторша так же быстро, как в первый раз, проглядела анкету (никаких явных зацепок для ее глаз не было), полурассеянно просмотрела российский паспорт супруги (надежды на то, что я накосячил с переносом в анкету каких-то паспортных данных, не оправдались), потом открыла трудовую книжку – и тут... На титульном листе трудовой книжки моей супруги значились четыре фамилии: девичья (перечеркнутая ручкой), первого мужа (тоже перечеркнутая ручкой), опять девичья (и опять перечернутая) и, наконец, моя/ее/наша общая и актуальная фамилия.
«А почему вы в анкете неверные сведения указали?!» - воспрянула духом инспекторша.
«Какие неверные сведения?» - оху недоуменно переспросил я.
«Ну вот же, вот эту фамилию пропустили...» - «Но эта фамилия была по документам более 20-ти лет назад, в течение нескольких месяцев, и потом снова была заменена на девичью...» - «Не важно! Раз была - надо указывать! Вы что – хотите, чтобы вам вменили предоставление недостоверных сведений и отказали в выдаче загранпаспорта?!» - инспекторша не скрывала своего торжества...

На этом месте я вспылил: «Но мы же были у вас сегодня, и вы отправили нас исправлять одну мелкую – и небесспорную – неточность в анкете! Почему вы сразу не проверили все документы, включая трудовую книжку?!»
«А вы меня не попросили...» - «Я не обязан был вас просить – вы должны были проверить всё!» - «Я вам ничего не должна!» (вот он - забальзаковский возраст, вот он – «совок» во всей красе!)
«Вы не мне должны, вы должны исполнять свои обязанности по приему и проверке анкеты-заявления!»
«Вы лучше меня знаете мои обязанности?!»
«Я знаю требования приказа 26, я читал административный регламент, я знаю, сколько времени вы должны затрачивать на прием каждого посетителя и сколько времени можно держать людей в очереди! Мы потеряли более 5-ти часов из-за того, что вы просто плохо делаете свою работу!»

Там были потом еще и другие мои слова, и обещания-угрозы написать-позвонить в приемную Ромодановского, но все это уже было лишним. Хватило одного слова и двух цифр – «приказ 26»!
Еще минуту назад перед нами восседала столоначальница, сейчас же – просто испуганная мелкая чиновница предпенсионного возраста. Теперь, похоже, ее заботило только одно – исполню ли я свою угрозу насчет жалобы в верхние инстанции. Мне эта метаморфоза никакой радости не доставила, я предпочел бы получить нормальный вариант госуслуги в нормальном человеческом общении, с нормальными затратами времени на это общение.
Заискивающим голосом инспекторша спросила у меня, в какое время нам с супругой будет удобнее приехать завтра, чтобы нас приняли вне очереди. Противно лебезя, объяснила, как лучше вносить в анкету исправления, и какие слова можно сократить, если не будет хватать места. Извиняясь, пыталась объяснить, почему все так долго...

Назавтра утром мы приехали в УФМС в третий раз.
Анкету у нас приняли и проверили за 5 минут – вдвое быстрее регламентного требования. Еще пара минут ушла на фотографирование – и потом подробно-предупредительный рассказ про то, сколько времени будет изготавливаться паспорт, когда и где можно начать узнавать о его готовности, куда приезжать за получением...

ФИО чиновницы я записывать не стал, но и «спасибо» в конце визита тоже не сказал.
Tags: Загранпаспорт, Московская область, ФМС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments